Агентство по молодёжной политике Иркутской области запускает два новых проекта: «Молодёжь Иркутской области в лицах» и «Сельская молодёжь». О том, почему они появились и каких целей администрация надеется добиться благодаря их реализации, рассказал руководитель агентства Игорь Иванов.
– Судя по названию, конкурс «Молодёжь в лицах» предполагает некую персонификацию молодых лидеров? 

– Вот именно. Начну с предыстории, чтобы было понятнее, почему возник конкурс. В молодёжной среде проводились социологические исследования на выявление лидеров, кумиров, которые обладают авторитетом у молодых людей. По итогам этих исследований нам пришлось сделать сразу несколько печальных выводов. 

Молодёжь у нас разрознена, и разные целевые группы выделяют разных лидеров. Но, как правило, это представители поп-культуры, растиражированные в молодёжной среде. На одном полюсе – эстрадные певцы, поп-дивы со скандальной репутацией. На другом – актёры сериалов, культовых фильмов конца 90-х годов. Этакие «крутые парни» с жёстким характером, сигаретой в зубах и принадлежностью к околокриминальным кругам. Возрастная категория ближе к 30 годам знает разных пионеров-героев и комсомольцев, которые ассоциируются с советским прошлым. Современный облик героя – провальный. 

Молодёжи просто не на кого равняться. Она абсолютно нравственно дезориентирована, не знает, куда идти и к чему стремиться. У молодёжи не отстроена система приоритетов. Наконец, стать героем можно только через подвиг. Но в сознании молодёжи просто не существует такого понятия, как «подвиг в жизни», она не может примерить его на себя. Идеал выглядит примерно так: хочу здесь и сейчас, много и всего. И чтобы не работать. Не сформирован культ труда. Труд как самостоятельная ценность занимает всё меньше места. 

Понятно, что с этим нужно что-то делать. Мы разработали и предложили проект, который называется «Молодёжь Иркутской области в лицах». Его задача прежде всего – показать, что молодёжь у нас многогранная. Среди молодых есть люди, которые умеют ставить цели и добиваться их в самых разных областях: в образовании, спорте, на производстве, в научной деятельности. Мы хотим показать обществу, что есть у нас молодые люди, которыми можно по праву гордиться, как на уровне небольшого посёлка, так и на уровне региона. 

– Какой будет форма проведения проекта?

– Это конкурс, который подразумевает несколько этапов. Первый – отбор на уровне предприятий, учреждений, общественных организаций. Второй этап – муниципальный. Муниципалитеты представляют своих кандидатов и номинируют их на участие в областном конкурсе. Третий этап – областной. Комиссия рассмотрит работы и анкеты. Кроме того, ребята соберутся, расскажут о себе, презентуют свои достижения. В итоге они получат признание, которое сегодня необходимо не меньше, чем какие-то материальные блага и выгоды. 

Признание будет тем дороже, что получат его из рук главы Иркутской области на губернаторском балу. Кроме того, на год мы увековечим их имена. Двести победителей войдут в яркий, качественный каталог «Молодёжь в лицах». 

В этом проекте мы делаем акцент именно на общественное признание. Отчасти это попытка возродить культ труда как умение ставить цели и достигать их путём кропотливой работы. 

– Сколько молодых людей будет задействовано в проекте?

– Фиксированных квот не будет. Но, безусловно, важно, за что ребят будут номинировать. Нет профессии «хороший человек». Каждый конкурс предполагает некую пирамиду. Вершину пирамиды составят 200 человек. Эти ребята будут отобраны по итогам областного этапа и войдут в «золотой фонд». Сколько ребят будет на нижней ступеньке, мы не знаем. Их определяют сами предприятия и муниципалитеты. Здесь как раз не нужно идти формально: вот вам 10 мест, заполните их. Где-то будет 10, а где-то – 100 человек. Есть муниципалитеты, которые сами ищут такие зёрнышки талантов, взращивают их, холят и лелеют. А где-то в этом плане – пустыня. Конкурс, кроме всего прочего, даст представление, где у нас идёт работа с талантливой молодёжью, а где нужно приложить усилия, чтобы восстановить «баланс талантов». 

– Дальше конкурс будет продолжаться?

– Я абсолютно убеждён, что он получит своё продолжение. Проект стартовал 1 сентября. Целый вал звонков, который на нас обрушился, свидетельствует о том, что он востребован. Не хватает молодым людям признания на уровне поселений. Проект как раз может восполнить этот пробел. С другой стороны, проект несёт очень хороший заряд патриотизма. Причём патриотизма не какого-то абстрактного, а местного, «регионального уровня». Мы говорим в основном о России, гордимся спортсменами, которые на Олимпиаде выступают. Но совсем не знаем о тех «чемпионах», которые ходят с нами по одной улице, живут в соседнем доме. Это важно, это нужно восполнять. 

– Если «Молодёжь в лицах» уже идёт и даже пользуется успехом, то второй проект совсем новый… 

– Второй проект предназначен для сельской молодёжи и тоже родился на больном месте. Собственно, самое плохое во всём этом то, что молодёжи в селе почти нет. Молодёжь уезжает в поисках лучшей доли. Если так дальше пойдёт – плохо нам будет без села. А села без молодёжи быть не может. 

Поэтому ситуацию нужно менять, начиная с молодёжи. Например, можно популяризировать сельские специальности. Однако за одну только романтику нынче никто работать не будет. Молодой человек приедет на место, увидит, что жить негде, кругом грязь, отсутствие элементарного комфорта, – развернётся и уедет назад. Поэтому начинать нужно с поиска новых технологий, которые улучшали бы жизнь на селе в целом, в том числе и труд, и быт, и образование. Скажем так: мы хотим привлечь инновации в село.

Для этого совместно с департаментом агропромышленного комплекса Иркутской области и академией сельского хозяйства агентство по молодёжной политике объявляет конкурс инновационных проектов на селе. В конкурсе могут принять участие студенты и аспиранты, изучающие сельскохозяйственные специальности. Конкурс имеет несколько направлений. Первое из них – образовательное. В него входят наукоёмкие проекты, призванные внести экономические улучшения в жизнь села. Второе направление – проекты, модернизирующие сельхозпроизводство. Третье направление – быт и социокультурное пространство на селе. Здесь участвуют работники библиотек, клубов, всей культурно-досуговой сферы. Обязательное условие: проекты должны быть успешны с экономической точки зрения и повышать производительность труда. Лучшие проекты будут реализованы. 

На выходе мы получаем отобранные проекты разного уровня, от мелких до глобальных. Выгоду от их внедрения можно будет измерить в денежном эквиваленте. Она будет тем ощутимее, чем больше проектов будет внедрено в производство. И, наконец, мы получаем базу данных молодых людей, которые завтра будут определять вектор развития сельского хозяйства области. 

Авторов лучших проектов мы будем всячески поддерживать. Область заинтересована в том, чтобы повышать их квалификацию. Людям необходимо давать навыки, знания и компетенции. Они и так талантливы, если смогли представить экономически успешный проект. Кроме того, мы будем их учить, отправлять на стажировки. Вернувшись, ребята смогут реализовать уже начатый проект и получить задел на будущее. 

– На реализацию проектов требуются средства. Кто возьмёт на себя их финансирование?

– Именно поэтому мы делаем упор на тесное сотрудничество с департаментом агропромышленного комплекса. Конечно, в части реализации проектов первую скрипку предстоит сыграть департаменту. Наша задача совместно с сельхозакадемией – найти молодых людей, провести отбор и вести их дальше. Чтобы «золотой фонд» села жил, развивался. Опять пафосно звучит, но никуда от этого не уйти. Возрождение села начнётся только тогда, когда там будут жить молодые люди. Когда они будут на селе жениться и рожать детей. А для этого нужно, чтобы село жило экономически, социально. 

Мы говорим о том, что у нас везде отрицательная миграция. Но есть два района, где миграционный показатель положительный. Это Иркутский и Усольский. Если в Иркутском районе жизнь во многом определяет его близость к областному центру, то Усольский район далеко, он живёт полнокровной, собственной жизнью. И в основе её – сельхозпроизводство. Точнее, малый и средний бизнес, направленный на сельхозпереработку. Мало того, что люди просто там живут, рожают детей и не думают уезжать, – там постоянно демографическая картина улучшается. Туда приезжают из других районов, миграция там тоже положительная. Туда, где плохо, никто не поедет. Так что нет ничего невозможного, просто работать нужно.


Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»