Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как не стать потерянным поколениемЧто делать, если ты молод и здоров, закончил престижный вуз, а работы все нет и нет? Психологи советуют - посмотри на себя со стороны, пойми, что ты не первый и не последний человек, оказавшийся в такой ситуации.

Шагреневая кожа вакансий

Положение на рынке труда для выпускников вузов такое, что впору говорить о потерянном поколении.

Кадровое агентство Future Today, занимающееся в том числе и трудоустройством этой категории работников, отмечает резкое сокращение предложений по сравнению с летом 2008 года, когда в трудовую жизнь вступали ребята на один год старше сегодняшних выпускников. Летом 2008 года средний портфель крупнейших рекрутинговых компаний Москвы составлял около 6500 вакансий. В январе 2009 года эта цифра упала до 3500 вакансий. Хуже всего приходится молодым специалистам, не «обросшим» связями и не имевшим возможности проявить себя. Такие люди, как правило, ищут работу через Интернет-портал Head Hunter. Если летом 2008 года на этом портале предлагались 90 000 вакансий, то теперь - около 35 000. Причем меньше всего вакансий, открытых для учащейся молодежи или недавних выпускников 17-26 лет.

«Молодежи может угрожать нечто вроде наркотической ломки,- предупреждает ведущий научный сотрудник Левада-центра Наталья Зоркая. - Сегодняшние молодые привыкли к образу жизни среднего европейского городского человека, с ежедневными посиделками в кафе и периодическими выходами в ночные клубы, поездками за рубеж и т.д. Но все это требует денег, а денег в ближайшее время может не оказаться. Как справится с этой проблемой молодежь - большой вопрос».

Кадровики советуют - любым путями получайте опыт работы. Соглашайтесь на неоплачиваемые стажировки, обращайтесь в компании, которые прежде набирали вчерашних студентов, но прекратили рекламную кампанию сегодня. Очень может быть, что там есть работа, - просто фирмы не торопятся о ней объявлять, опасаясь дальнейшего углубления кризиса.

Возвращение домой - радость или беда?

Тем не менее, падение доходов неизбежно, а это значит, что молодежи может грозить то, что социологи называют доместикацией, - вынужденное сидение дома. Сегодня доместикация характерна для 70-80 процентов населения, живущих по схеме «работа - дом» (отсюда - растущее влияние телевидения, используемое властью). Высокооплачиваемая молодежь до последнего времени выгодно выделялась в этом отношении, проводя вне дома значительно больше времени, чем родители. Правда, эти выходы в свет носят потребительский характер, они связаны с развлечениями и стоят денег. Вместо того, чтобы наводить мосты между молодежью и остальным обществом, потребительская «выходная» культура, наоборот, ведет к обособлению успешных юношей и девушек от большинства населения, не помогая созданию столь необходимого стране гражданского общества.

«Даже доместикацию можно использовать для собственного развития,- считает Наталья Зоркая. - Оказавшись дома, проанализируйте свои сильные и слабые стороны, определите свои приоритеты. Выясните, что в вас самое ценное, а потом сохраняйте и развивайте эти качества. А от мишуры и ненужных игрушек избавляйтесь беспощадно: кризис - самое лучшее время для этого».

Андрей Стахов, тридцатилетний отец семейства и снабженец по специальности, оказался без работы на пике карьеры, сразу после оставившей глубокое впечатление турпоездки на Шри-Ланку. Вместо того, чтобы впасть в отчаяние, Андрей устроился на заочное отделение Института гостиничного менеджмента и теперь по воскресеньям ходит на занятия по английскому и лекции по мировой литературе.

«Оказавшись дома, я открыл для себя книги. Раньше у меня просто не было времени заглядывать в семейную библиотеку,- рассказывает Андрей. - А теперь я понял: книги - это семейный культурный капитал, и очень важно передать его детям. Стараюсь приучить их к чтению».

По мнению психологов, больше заниматься семьей - самый лучший ответ на доместикацию, если вы все-таки стали ее жертвой. В среднестатистическую российскую семью, где традиционно доминирует консервативное женское начало, кризис может привнести инновационный мужской элемент, а это как раз и есть то, чего не хватает нашему обществу, ориентированному пока что на пассивную адаптацию ко все новым трудностям.

Взгляд с высоты истории

Если же семьи у вас пока нет, самый лучший совет - взгляните на ситуацию не просто со стороны, а с высоты. Кризисы в истории человечества - явление частое и преходящее. Порой в них выковывались самые сильные личности, а иногда и целые поколения. Американцы, родившиеся в 1901-1924 гг., составили поколение, которое в сегодняшних Соединенных Штатах с легкой руки телеведущего Том Брокау называют самым великим поколением в человеческой истории, или - с большой буквы - Поколением Героев. Это они проводили «новый курс» Франклина Рузвельта, это они победили Японию во второй мировой войне и это опять-таки они построили ту процветающую послевоенную Америку, которая стала образцом для всего мира. Так вот, жизнь этого поколения начиналась с кризиса - с Великой депрессии и второй мировой войны.

Американский социолог Нил Хау, автор ставшей в 1991 году бестселлером книги «Поколения» (Generations), специализируется на исследовании особенностей различных поколений американцев. Он уделяет особое внимание экономическим кризисам как важным факторам в формировании разных поколенческих «волн», сменяющих друг друга каждые 20-25 лет.

«Поколение Героев, которое в сознании американцев всегда воспринимается одетым в военную форму, терпеливо выдержало великую депрессию и победило внешнего врага. Но не стоит забывать, что эти люди росли в двадцатые годы - во времена процветания и рискованных решений, позволявших быстро разбогатеть,- объясняет Нил Хау. - Однако на пороге взрослой жизни великая депрессия лишила их работы.

И они попытались реформировать систему, которая так их подвела. Они создали профсоюзы, которые способствовали формированию американского среднего класса. Они же заложили основы «консервативной» ипотеки, сделавшей домовладение массовым и доступным. В зрелом возрасте это поколение дало самое большое число президентов в американской истории - от Кеннеди до Буша-старшего».

Сегодняшняя российская молодежь может стать потерянным поколением, а может и великим - все будет зависеть от выбора самой молодежи.

«Можно выбрать путь фрустрации, опустить руки, выработать у себя комплекс неполноценности. Вариантов такого «фрустрационного» поведения много - от алкоголизма до экстремизма,- отмечает социолог Наталья Зоркая. - А можно выбрать путь обновления своей личности, укрепить свою систему ценностей, которая и делает нас устойчивыми к кризисам. Можно, например, более ответственно относиться к своей жизни и к жизни других. Обратите внимание, что американцы «великого поколения», которых подвела нестабильная экономическая система времен великой депрессии, стали строить профсоюзную систему, то есть создавать себе и другим социальные гарантии. То есть они проявили социальную ответственность, заботу о других, а не только о себе самих».

Зоркая отмечает, что укрепление системы ценностей может проявляться не только в благотворительности или участии в религиозной жизни, но и, скажем, в более творческом и ответственном отношении к собственному образованию. Сколько студентов у нас учатся только ради дипломной «корочки», не пытаясь реально улучшить качество своих знаний, сделать их полезными и себе, и семье, и обществу? Кризис и здесь может раскрыть существенные резервы.

Долгий путь через Долину Пепла

И последний совет, который дают социологи молодым специалистам на мели, - осознать себя как общность, группу, поколение. Интересно, что именно в период великой депрессии в США сформировались и набрали силу лучшие американские писатели двадцатого века - Фицджеральд, Хемингуэй, Стейнбек. Они чувствовали себя частью своего поколения: недаром сборник рассказов Фицджеральда так и назывался - «Все грустные молодые люди» (All the Sad Young Men). Вот его цитата, передающая настроения того периода.

«На полдороги между Уэст-Эггом и Нью-Йорком есть место, где шоссе сворачивает к железной дороге, чтобы обойти унылый пейзаж, называемый в народе Долиной Пепла. Это фантасмагорическое место, где кучи пепла формируют поля, холмы и какие-то странные серые сады. Из пепла там растут дома, печные трубы и даже дым, вьющийся из этих труб. Если постараться, можно увидеть и пепельно-серых людей - едва различимых, движущихся посреди наполненного пепельной пылью воздуха».

Социолог Нил Хау отмечает, что в тридцатые-сороковые годы литература, наравне с телефоном и радио, стала важным средством связи между молодыми людьми, помогшим им перейти Долину Пепла. Наша Долина Пепла может оказаться пошире американской. Зато у нас есть Интернет.