Кремль ищет патриотов ноутбука

Вместо подделок типа «Наших» гос. идеологам понадобились «молодые с мозгами»
Если бы речь шла о молодежных движениях типа «Наши — Ваши», было бы просто сформулировать: «они — такие-то». Но есть «ни ваши, ни наши» — молодые люди, которые пытаются разобраться в самих себе, а заодно и «поймать черты своего поколения». Они утверждают, что «национальная идея — это не то, что нам пишут, а то, что мы чувствуем при прочтении…». Что же они чувствуют? Где эти чувства-размышления? Их почти нет в реальности, они давно уже живут в сети Интернет. Кому это надо, кому это важно знать сегодня? В это трудно поверить, но у страны появилась государственная (!) программа, которая «нырнула» за этими ребятами в Сеть.  
Консерваторы в детских колготках
Новая программа называется «Проектирование социальных сетей как инструмента формирования государственной элиты в студенческой среде — Миссия Р». В рамках этой программы студентам ведущих вузов (в числе которых МГУ, СПбГУ, Томский госуниверситет и Московская государственная юридическая академия), разных специальностей из разных городов России был предложен конкурс эссе на тему «Я, Мы, Государство». Было написано 60 работ, которые использовались при подготовке журнала-альманаха «Миссия Р».
«Р» — это Россия. А миссия, она есть у каждого, кто подрастает, даже если этот рост происходит в сетях Интернета. Это болезненный рост: есть самокритика на грани самобичеваний. Вот размышляет Kassandra_86: «…Сборище клонов без мозгов и мечты. Избалованные дети перестройки, которые не могут придумать ничего лучше, чем понтоваться дорогим клоунским шмотьем…». А дальше серьезное размышление о себе и о своем поколении — от эмоций к аналитике, не зря же все-таки ник такой — Кассандра: «…Консерваторы размножаются уже в школах и университетах, они едва разучились вытирать сопли кулаком и носить колготки под шортами — и сразу же стали тотальными реакционерами… Юношество еще ничего не получило, а уже боится все потерять…».
Поколение Кассандры, по ее мнению, «…не способно к бурным психическим реакциям, к бесконтрольным празднествам, к запредельной искренности и, в конце концов, к массовому творчеству. Разовый футбольный дебош вовсе не отменяет сказанного… Огромная часть молодежи уже сейчас готова отправиться на пенсию: то есть выключить себя из реальных политических процессов, либо встроиться в них на изначально определенные скучные роли… Много кто заметил, что разговоры на тему «Что за молодежь пошла!» и «Богатыри теперь не те!» звучат все реже… сегодня этого раздражения нет. И стар стал, как млад, и млад остарел; и всякий рад происшедшему…». 
С другой стороны, это же поколение само себя называет беглецами от общества массовой культуры… Применимо ли это к «старым», если говорить именно в типическом смысле?
Сознательный возраст 20-летних приходится на постельцинское и путинское президентство, но ранние детские впечатления связаны с началом 90-х. Детство? Вот оно. Пишет Moment_a_more: «Помню, как расстреливали Белый дом — такой трэш! Дух 90-х для меня, маленькой, выражался в чувстве политизированности окружения, политики сражались взаправду, а не как сейчас… Эх…».
Говорят ли «Эх…» при том же самом «старые», вот в чем вопрос…
Закон метро
Смотрят ли студенты на самих себя без ненависти и презрения? Смотрят. Отмечая при этом, что те, кто был в их сегодняшнем возрасте в 90-х, ставили карьерные планки выше. Сегодня границы для роста очерчены — «выше головы не прыгнешь…». Поэтому молодые люди не хотят привязываться к одному какому-то месту работы — в почете фрилансерство, свободное, личное время для них дороже денег… Еще отмечается отсутствие долгосрочных целей и исследовательский подход к себе, а если протест, то в неактивной, иронической форме. Пишет Bober_maniak: «…Места мало, катастрофически мало. В результате действует закон метро — кто успел, тот и сел. А успевает обычно не самый умный, а тот, кто подсуетился вовремя. Или стоял ближе всего…». В результате: «…Те, кто помладше, уходят в онлайн — там не стоит проблемы самоидентификации и каждый представляет из себя отдельную целостную личность…».
Что это за целостные личности? Как их узнать? Объясняет Galkapogonina: «…Тот, кто ходит с ноутбуком, забыл как выглядит телевизор. Люди, живущие в Интернете, мало интересуются политикой в месте физического пребывания. Человек с ноутбуком экстерриториален, он уходит в иные пространства, становится виртуальным космополитом… Неслучайно президенты, пытающиеся поймать будущее за хвост, проводят интернет-конференции и встречаются с блоггерами. Но мне кажется, именно ноутбук станет могильщиком правительств и разрушит государственные границы…». 
Патриотизм как Змей Горыныч
В журнале много рассуждений о патриотизме. «Виртуальные космополиты» — патриоты ноутбука? Это зависимость от независимости? «Интернет-зависимость, наверное, оттого и пошла, что люди чувствуют себя в Интернете лучше, комфортнее, нужнее, чем в обычной жизни», — говорят авторы. Студенческой молодежи не нравится ксенофобия, потому что «…сильная нация не убивает пришлых, а ассимилирует их». Им не нравится поведение церковных служителей, непонятно им, «почему священники носят золотые кресты? почему храмы сияют, когда вокруг них бродят нищие?». Есть вопрос: «Вы христиане? Продайте золото и накормите голодных… Христос, проповедовавший аскезу, вышел бы к пастве в перстнях, в шелковых одеяниях, произнес бы звучную проповедь о смирении и уехал бы на иномарке обедать к светским властям? Православная церковь — она христианская или нет?».
Они ассоциируют сегодняшний патриотизм со Змеем Горынычем. Пишут: «Вот он возвращается домой, а жена говорит: «Ну-ка, дыхни!». Это — страшное дыхание, «…готовность людей (всех тех, кто ратует за «сильную руку» и ждет вождя) терпеть унижения, пытки, смерть близких, становиться доносчиками и убийцами. Ведь даже инстинкт самосохранения уже не работает. Дело в том, что есть у них… еще более сильный страх… Больше, чем страх перед Богом, начальником или ктулху. Это — страх перед ответственностью. И они зовут сильного, чтобы он взял на себя ответственность. ЗА ВСЕХ».
Им вот это вот «за всех» — не нравится! А что нравится? Что их настоящая жизнь? Они говорят: рефлексия, осмысление. Западный человек релаксирует, потому и улыбается все время. Российский — рефлексирует, и вот, оказывается, в чем причина неулыбчивости: «Повседневный быт русского человека, его повседневная жизнь были на протяжении многих веков тяжелой борьбой за существование; жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой, и озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика…». Есть же такой чуть ли не слоган: «Потом будешь улыбаться. Работай…».
А они, хотя и готовы работать, но улыбаясь: «Жизнь — это такое венчурное предприятие, — говорят, — на паях с Богом, 50 на 50. Он — пассивный инвестор. В самом начале дает каждому все необходимое. Тебе — тоже… И ты — исполнительный директор. Он вкладывается ресурсами, ты ими распоряжаешься. Каждый, естественно, надеется на дивиденды. Он ни во что не вмешивается. Ты уезжаешь в отпуск, когда хочешь, или, наоборот, вкалываешь по ночам. Проиграешь — ты банкрот. Второго шанса не будет. А он переживет, у него ты не единственный бизнес… Но можно и выиграть… Он ценит хорошее партнерство. Если сыграешь так, что он офигеет, он, наверное, скажет: «Ничего себе… А еще раз слабу?».
Наверное, не слабу… Наверное, это здорово, что пришли не за ними, а к ним… Пришли не те посланцы государства, кто контролирует сознание, — такие есть, конечно же, кто бы сомневался… Но вот такой журнал — живой, бережный, мог быть выпущен пусть и при использовании средств, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента РФ, только лишь в том случае, если средства попали не к социальным технологам и имиджмейкерам, а к людям совсем иного толка. В данном случае к социальным сетям обратились психологи, занимающиеся темами личности, толерантности и профилактики ксенофобии. Программа создания государственной элиты из социальных сетей поручена на этот раз известным и тонким психологам: заведующему кафедрой психологии личности МГУ, профессору Александру Асмолову и заместителю декана факультета психологии МГУ, профессору Галине Солдатовой. Журнал состоялся, потому что они поняли главное: в сети Интернет уже сегодня работает сознание тех, кому там уютнее, чем в реальности. Если они выйдут — реальность станет уютнее для всех.

Г. Мурсалиева novayagazeta ru